МОДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Лисицын В.И., Камалова Н.С., Евсикова Н.Ю.., Коротких Н.И..….

Воронежская Государственная Лесотехническая Академия

г.Воронеж, улимирязева, д.8

Как известно, при освоении студентами той или иной дисциплины  на самостоятельную работу отводится до 50% часов предусмотренных учебными планами. В этой связи актуальной становиться задача формирования интереса у студентов к самостоятельному творчеству. В современной педагогике для решения подобных задач предлагается новый способ ведения занятий, называемый демократическим. В его основе лежит принцип сотворчества студента с преподавателем в течение занятия, стимулирующий студента к вдумчивой самостоятельной работе. В рамках такого подхода при изучении курса физики в техническом вузе, по нашему мнению, необходимо разъяснять студентам связь полученных в данной дисциплине знаний с их предполагаемой дальнейшей деятельностью. Для решения такой задачи приходится  разрабатывать специальные учебные задания, позволяющие студентам выработать навыки самостоятельного моделирования с помощью компьютера конкретных ситуаций или процессов [1]. Очевидно, что навыки моделирования у студентов технического профиля будут органично формироваться только при условии сочетания подобных виртуальных работ с реальным лабораторным практикумом. Так, например, предлагаемое в работе [2] творческое задание для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» по оптимизации плана перевозок древесины с делянок на склад за минимальное время следовало бы дополнить лабораторной работой по исследованию законов равноускоренного и равномерного движения с использованием машины Атвуда. Таким образом, будет осуществлен органичный переход к основным закономерностям динамики поступательного движения. Далее физические модели (абсолютно твердого тела, вращения вокруг неподвижной оси и т.д. рамках исследования основных законов вращательного движения легко демонстрируемые в физическом практикуме на маятниках Максвела, Обербека, при исследовании вращения маховика станут более привлекательными для студентов, если их снабдить расчетами тормозного пути для колеса с использованием механизмов, напоминающих основные элементы тормозной системы автомобиля. Простейшей такой моделью является механизм взаимодействия диска и тормозной колодки. Законы термодинамики легче усваиваются при расчетах в творческих заданиях оптимального хода поршня в цилиндре, основанных на расчете КПД цикла Отта. В рамках такого подхода моделирование  на основе физических представлений о природе станет именно навыком, который необходим специалистам данного профиля в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

[1]Фоменко В.В. Систематизация учебных физических моделей курса физики для нефизических специальностей/ /Физическое образование в вузах.15,№4,2009.с22-29

[2] Камалова Н.С., Постников В.В., Евсикова Н.Ю., Матвеев Н.Н., Лисицын В.И.Творческие задания для углубленного усвоения физики курса физики в техническом вузе лесного профиля.15,№4,2009.с22-29

[3] Калашников Н.П., М.А. Смондырев Основы физикичеб. Для вузов –М.: Дрофа,2004,с.432



Время загрузки 0.00038886070251465 секунд